Доска объявлений

•   МБДОУ №237, "Колокольчик" » Консультации педагогов » Развитие и становление разговорного языка в дошкольном возрасте 

Уважаемые родители предлагаю вам консультацию по развитию речи!


Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение развитие речи в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного развития. Чем раньше будет начато обучение речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

 

Развитие и становление разговорного языка в дошкольном возрасте


Дети даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, эксперимент Дети даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития, постепенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка. При стихийном, речевом развитие лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение – обучение через игру. Главная задача, обучения через игру-заинтересовать, научить правильному произношению, квалифицировать предметы, развить речь. Например, мы проводим такие игры:

 

Дидактическая игра «Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).   

 

Дидактическая игра «Нужные знаки»

Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

 

Дидактическая игра «Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например, Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

 

Дидактическая игра «Красный – белый»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

Ход: Воспитатель называет слова, если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].

 

«Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры:
Воспитатель задаёт вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

«Кто (что) летает?»
Цели: закрепить знания детей о животных, насекомых и птицах.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Выбранный ребёнок называет какой-нибудь предмет или животное, причём поднимает руки вверх и говорит: «Летает». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят: «Летает», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.
 

«Что это за птица?»
Цели: Уточнять и расширять представления о жизни птиц; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры:
Дети делятся на две подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.

«Третий лишний».
Цели: закрепить знания детей о многообразии птиц.
Ход игры:
Воспитатель называет по три названия птиц (перелётные и зимующие), одно из которых «лишнее». Например, воробей, ворона, скворец. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши. (Воробей, ворона - зимующие, скворец - перелётная.)

«Знаешь ли ты?»
Цели: обогащать словарный запас детей названиями птиц; закрепить знания моделей.
Ход игры:
Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд- изображения птиц, во второй- животных, в третий -рыб, в четвёртый- насекомых. Играющие поочерёдно называют сначала птиц, затем животных и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.
 

«Назови одним словом».
Цель: учить подбирать обобщающие слова; закрепить обобщающие слова: птицы, перелётные птицы, зимующие птицы.
Ход игры:
Воспитатель называет несколько названий птиц: воробей, грач, ласточка, ворона, голубь. Дети обобщают в группу «птицы». Затем разбивают её на группы: «перелётные птицы»,

«зимующие птицы».
Можно использовать иллюстрации с изображением птиц.

«Ласковые слова».
Цель: учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры:
Воспитатель называет слово, а дети, используя уменьшительно-ласкательный суффикс, образовывают существительные.
Например: птица-птичка, воробей-воробышек, птенец-птенчик, гнездо-гнёздышко и т.д.

Просмотров: 1471