Доска объявлений

•   МБДОУ №237, "Колокольчик" » Консультации педагогов » Воспитание культуры речи у дошкольников 

Мамы, папы, бабушки и дедушки!


Ваш ребенок каждый день открывает себе окружающий мир. Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию.


Давайте ему поможем вместе!

 

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка становления и развития речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться дальнейшем.


 

Речь яркий  показатель развития ребенка. Гарантия успешного обучения будет выше, если речь ребенка будет развита.В настоящее время дети много часов проводят пред телевизором, компьютером, загружены различными «престижными» студиями.

 

 

Не всегда взрослые используют в общении с ребенком грамотную речь. Реже стали читать книги, если читают, то не обсуждают. Из чего можно выявить проблему словаря и произношения. Прослеживается утрата лучших речевых традиций. Поэтому нельзя не учитывать тот факт, что лучшие образцы речевой культуры отражены в фольклоре. В произведениях устного народного творчества заложены языковые нормы, образцы русской речи.

 

 

Ребенок усваивает родной язык прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в произведениях устного народного творчества. Это пословицы, загадки, потешки, стихи, песни, заклички, игровые приемы, танцы, сказки – он не только слышит, но и повторяет и усваивает.

 

Необходимо, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, звучали эти драгоценные зерна. Только при этих условиях язык ребенка будет живым и ярким. Система речевой работы способствует последовательному усвоению структурных элементов языка.

 

Индивидуальный подход и воспитание в коллективе, через коллектив не противоречат друг другу. Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Развитие культуры речи ребенка – дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях и имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.

 

В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передач не могут заменить общение родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития культуры речи. Культуру России невозможно представить себе без грамотной речи и без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа.

 

Рекомендую несколько не сложных игр.

 

«Закончи предложение»

Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…»; «Прошел дождь, поэтому…» и т.д.

 


«Четвертый лишний»

Ребенку предлагают ряды из четырех картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Обязательно попросите ребенка прокомментировать выбор «лишней» картинки.

 

«Пересказываем рассказ или сказку»

Развитие речи – важный критерий готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6-7 предложений). Попросите его пересказать рассказ либо составить его по картинкам на один сюжет. Картинок должно быть не очень много – 6-7 не больше. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии.

Просмотров: 2632